В ответ на появление новых сфер науки и технологий требуют изменений традиционные университетские дисциплины. Возникает необходимость отхода от классических подходов, основанных на конкретных дисциплинах, и приближения к проблемно ориентированным методам формирования знаний
Профессиональная подготовка в новых сферах знаний требует интеграции целого ряда дисциплин, считавшихся ранее самостоятельными и не связанными между собой. В результате возникают междисциплинарные и мультидисциплинарные программы обучения.
Внедрение новых педагогических подходов, базирующихся на альтернативных механизмах передачи знаний, является еще одной возможностью информационного общества. Одновременное использование мультимедийных средств, компьютеров и Интернета позволяет сделать процесс обучения более интенсивным и интерактивным. По заключению Всемирного банка, наилучший результат достигается путем применения таких методов, как взаимное обучение, самоорганизация, эмпирическое обучение, обучение в условиях, приближенных к реальным, обучение с использованием ресурсов и проблемно ориентированное обучение, метод проектов, критический самоанализ, а также сочетание этих методов в любых вариантах.
Таким образом, информационное общество несет человечеству новые вызовы и огромные возможности для решения его главных проблем, а также обеспечение дальнейшего развития. Но оно требует активного участия всего мирового сообщества в осмыслении и воплощении в жизнь новой парадигмы.
Экономическая информатика, как научная дисциплина, изучает общие законы прохождения информационных потоков в бизнес-моделях, в сфере бизнеса, в сфере экономической деятельности человека.
Экономическая информатика использует достижения экономических теорий, в частности, использует экономические законы и терминологию экономических научных дисциплин, что касается передатчиков и приемников информационных потоков.
Экономическая информатика, таким образом, изучает свойства именно информационных потоков, каналы прохождения информации и инструментарий обеспечения бесперебойной безопасной работы каналов передачи информации.
Для достижения целей преподаватель должен отбирать необходимые функции прикладного программного обеспечения для использования в учебном процессе по этой дисциплине и обеспечить знание и умение общих функций универсального программного обеспечения.
Программа предназначена для экономических специальностей высших учебных заведений при подготовке бакалавров и предусматривает обязательный образовательный минимум специальной подготовки бакалавра по информационным технологиям в области экономических знаний.
Программа учебной дисциплины рассчитана на изучение в течение четырех семестров, начиная со второго.
Основная цель дисциплины – формирование профессиональной информационной компетентности, под которой упрощенно будем понимать умение ориентироваться в современном специализированном информационном пространстве с целью отыскания, обработки и отображения экономической информации и эффективного использования информационной техники. Содержание дисциплины разработано в соответствии с требованиями к информационной деятельности специалистов в области экономических знаний в информационном обществе.
Ее вторая основная цель – подготовка студента к пользованию компьютером при изучении последующих учебных дисциплин.
К теоретической базе знаний следует отнести знание основных терминов и определений, связанных с понятиями "информация", "экономическая информация", основных закономерностей прохождения информационных потоков, основных возможностей типичной информационно-цифровой техники (компьютер, коммуникатор, факсимильные аппараты) и информационных сетей по введению, преобразованию, переработке, передаче и представлению информации и информационных пакетов, основные характеристики универсальных и профессиональных информационных технологий введения, преобразования, переработки, передачи и представления экономической информации.
К практической базе знаний следует отнести умение пользоваться информационно-цифровой техникой (компьютер, коммуникатор, факсимильные аппараты) для введения, преобразования, переработки и передачи информации и информационных пакетов; ориентироваться в типовых универсальных и профессиональных информационных технологиях для введения и преобразования экономической информации, в справочных системах этих информационных технологий; пользоваться поисковыми системами Интернета. Кроме того, сюда следует отнести приобретение навыков в работе с информационными технологиями заказчика, универсальными технологиями переработки и представления экономичной информации (типа MSExcel, MSPower Point), с поисковыми системами Интернета. Иными словами, можно поставить практические задачи:
1. Получение умений использовать универсальные приложения к системе в офисной деятельности;
2. Приобретение умений инсталляции программного обеспечения;
3. Приобретение умений эффективного использования возможностей локальных сетей;
4. Приобретение умений эффективного использования возможностей поисковых систем глобальной информационной сети;
5. Приобретение умений и навыков работы со специальным профессиональным программным обеспечением (по требованию заказчика);
6. Приобретение умений пользователя информационной техникой профессионального и бытового назначения.
В свете изложенного можно предложить примерную программу учебного курса информатики для экономистов, обучающихся в бакалавриате.
1. Введение
Теоретическая часть (4 часа)
Тема 1. Основы информационно-коммуникационной компетентности
Информационные среды, информационные потоки и коммуникации, информационные системы – краткое определение. Человеческая компонента информационных систем. Уровни информационно-коммуникационной компетентности: пользователь, опытный пользователь, оператор, администратор рабочей станции, администратор сети. Квалификационная характеристика опытного пользователя, оператора.
Тема 2. Экономическая информатика
Объект и предмет изучения, цель, задания, содержание, методы. Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке экономиста.
Практическая часть (8 часов)
Самостоятельная работа
2. Экономическая информация
Теоретическая часть (8 часов)
Тема 3. Классификация экономической информации
Экономическая информация – определение, краткая характеристика. Классификация экономической информации, классы, виды и типы информации. Классификация экономической информации по объектному критерию. Классификация экономической информации по процессуальному критерию.
Тема 4. Технологические операции с экономической информацией
Общественные процессы в производстве, информационные потоки. Информационной потоки обеспечения производства. Информационные потоки взаимодействия. Информационные потоки отчетности. Основные операции в сфере бизнеса, подлежащие информационным технологиям. Виды обработки, хранения информации. Формы отражения экономической информации (основы документооборота). Создание, передача, архивация, копирование информации. Коммуникация на предприятии. Доступ к информационным потокам на предприятии, информационная безопасность предприятия.
Практическая часть (12 часов)
Самостоятельная работа
3. Техническое обеспечение ИКТ в экономике
Теоретическая часть (6 часов)
Тема 5. Общая классификация автоматизированных информационных систем в экономике
Рынок информационных ресурсов, продуктов и услуг, его компоненты. Автоматизированные информационные системы (АИС), их классификация, структура и этапы развития. Виды автоматизации информационных процессов в бизнесе. Информационные системы и технологии бухгалтерского учета и аудита, комплексные информационные системы управления предприятием, информационные системы в финансовом менеджменте, автоматизированные банковские системы (АБС), информационные системы страховой деятельности, информационные системы таможенных органов, электронная коммерция, информационные системы в муниципальном управлении.
Тема 6. Материально-техническое обеспечение ИС
Стационарная рабочая станция, мобильная рабочая станция, локальная сеть, глобальная сеть.
Виды технического обеспечения и его назначения. Классификация информационно-коммуникационного оборудования, краткая характеристика, области и пределы применимости. Устройства ввода-вывода информации, устройства обработки и сохранения информации, коммуникационные устройства.
Тема 7. Информационные системы малого и среднего бизнеса
Структурные элементы информационной системы малого и среднего предприятия. Основы настройки рабочей станции, работы в сети и коммуникационной деятельности.
Тема 8. Информационная безопасность ИС в экономике
Технические аспекты безопасности информатизации бизнеса. Безопасность передачи информации. Безопасность хранения информации. Безопасность сетей.
Практическая часть (22 часа)
Самостоятельная работа
4. Универсальные технологии обработки информации в бизнесе
Теоретическая часть (4 часа)
Тема 9. Использование MS Excel и MS Access для нужд бизнеса
Универсальные технологии обработки информации, их использование в малом бизнесе. MS Excel, использование функций, надстроек, сценариев. База данных в малом бизнесе. Создание базы данных с помощью MS Access.
Тема 10. Использование MS PowerPoint для нужд бизнеса
Представление предприятия, использование средств мультимедиа, элементы рекламы. Представление и презентации продукции в сфере малого и среднего бизнеса с использованным информационных технологий.
Практическая часть (32 часа)
Самостоятельная работа
5. Сетевые технологии в бизнесе
Теоретическая часть (2 часа)
Тема 11. Классификация и возможности сетевых технологий
Классификация сетевых технологий, основные характеристики. Поиск информации, Коммуникации в сети. Принципы работы с коммуникаторами.
Практическая часть (12 часов)
Самостоятельная работа
6. Обслуживание информационных потоков в малом бизнесе
Теоретическая часть (6 часов)
Тема 12. Основные информационные технологии в малом бизнесе
Информационные потоки малого предприятия.
Специализированные прикладные программы-технологии обработки экономической информации, классификация, общая характеристика.
Сравнительная оценка использования специального и универсального программного обеспечения в малом бизнесе.
Практическая часть (66 часов)
Самостоятельная работа
Примечания
1. Программа составлена совместно с Пахотиной П.К.
2. Концепция предложена для обсуждения преподавателями экономических дисциплин и практическими экономистами.
| Количество показов: 110 | Автор (привязка): Пахотин Константин Константинович | Голосов: 4 | Рейтинг: 3.66 |
Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію